"ДОМБАЙКЕР 2006 ": Мегалавина и Камикадзе-даунхилл!

По информации ТЭБ "Эксперсс-Сервис" ( http://www.dombayinfo.ru/tour_operator/dombay_turop )

«ДОМБАЙКЕР 2006»: МЕГАЛАВИНА И КАМИКАДЗЕ-ДАУНХИЛЛ

В конце июня в Домбае состоялся третий ежегодный вело-фестиваль «Домбайкер». На вопросы корреспондента журнала «Спорт-Экспресс» (http://extreme.sport-express.ru), Антона Жданова, ответил его организатор Георгий Ильин.

- Какие дисциплины были в этом году на «Домбайкере»?

- Соревнования делятся на категории, в числе которых фрирайд (свободное катание) и Кубок России. Хотя для участия в Кубке нужно получить лицензию в спорткомитете – тогда спортсмены попадают в рейтинг, в общероссиский зачет и могут попасть в сборную, поехать за границу – в общем, набрать очки по системе UCI (Международного союза велосипедистов). Получение лицензии — достаточно простой процесс: нужно оплатить саму лицензию и страховку. А в этом году у нас получился даунхилл-фестиваль – фестиваль скоростного спуска. Мы еще хотели сделать слоуп-стайл, привезли много дерева (брус, доски для норт-шора). Но когда в первый раз вышли на трассу, ужаснулись. В начале лета в Домбае постоянно шли дожди, их сменяло жаркое солнце, в итоге снег таял, и все речки разлились в несколько раз. Так что весь запланированный шор ушел на то, чтобы на трассе поставить мостики через эти речки, иначе никто не смог бы проехать. В конце концов, мы заменили слоуп-стайл, поскольку дерева уже не было, а в Домбае проблема с хорошим брусом, такой дисциплиной, как камикадзе-даунхилл. Это фановая дисциплина: едешь по дороге с огромной скоростью — то есть, не по специально подготовленной трассе с дропами и контруклонами, не по сложной, техничной трассе Кубка России (по ней не каждый проедет без остановки), а по обычной горной дороге. Тут проедет каждый – надо просто контролировать скорость, чтобы не улететь куда-нибудь. Еще там был один лесной участок, правда, без особых технических наворотов, но с очень большим уклоном, под 40 градусов, и пролегал он между деревьями – вот это и есть камикадзе-DH.

- Это, случайно, не аналог прошлогодней «Мегалавины»?

- Нет, это лишь замена слоуп-стайлу. Он случайно возник, но, тем не менее, всем понравилось. К тому же – зачем ехать в горы, чтобы попрыгать на деревянных фанбоксах и трамплинах? Этого и в Москве навалом. А в горы нужно ехать, чтобы кататься с горы! Этот Камикадзе-DH всех приколол – старт был раздельный — с точки, где был старт Кубка России, просто потом все съезжали на другую дорогу и дальше ехали вниз. Это – фановая дисциплина. А «Мегалавина» – это СУПЕРфановая дисциплина, когда весь народ стартует со снега, с высоты 3012 метров, где кислорода уже не хватает, практически с вершины горы Мусса-Ачитара (это место высадки с последней очереди подъемника – туда не все туристы доезжают, боятся). Старт общий – все участники выстраиваются в линейку, потом дается стартовый свисток. Снега было много в этом году – метров 200-300, у нас даже один из участников позволил себе вольность – он ехал сначала на сноуборде, потом пересел на велосипед. Тем не менее, он проиграл, так как по такому снегу быстрее было на велосипеде!

- Мда, эдакий снежный велофрирайд! Какой снег-то был?

- Там же мороз – до 11-12 часов утра был наст (снег с коркой льда), днем, часам к трем — снежная каша. Старт у нас был в 2 часа, так что ехать было можно. Идею «Мегалавины» мы взяли у французов, с которыми общались некоторое время назад. Они предложили провести мероприятие Megavalanche, эдакий марафон, но на Эльбрусе (в самой высокой точке Европы). Но на Эльбрусе были сложности с подъемниками и с организацией, да и трассы не очень разнообразные. Вот поэтому три года назад мы решили делать это мероприятие в Домбае. Получилось очень здорово – старт со снега, нигде в мире подобного нет. И поскольку общий старт, эти 200-300 метров снежной шапки, как раз дают возможность спортсменам «разобраться», на дорогу они выезжают друг за другом. Свалки нет, она на снежнике – кто-то падает, кто-то быстрее вырывается. Всем понравилось, все были в восторге. Поучаствовать в этом каждый год приезжают люди из разных городов – начиная с Питера, и заканчивая Владивостоком: из Нальчика, из Краснодара, из Красноярска, то есть, собираются любители скоростного спуска практически со всей страны.

- А сколько всего участников было?

- В этот раз в Мегалавине стартовало 60, нет, даже больше – 70-80 человек (в этом году фестиваль проводился немного раньше обычного, с 19 по 25 июня), поэтому мы «отрезали» студентов. Всего приехало около 100 человек – кто в сопровождении, кто-то просто кататься, ловить кайф от фрирайда. Плюс у нас не было большой рекламной кампании в этом году, то есть, фактически, мероприятие не рекламировалось из-за скудности бюджета. Вот на следующий год будет… Понимаешь, сначала нужно потратить усилия на продукт, а потом его продавать. Сейчас ситуация такая, что на следующий год можно будет обращаться к крупным спонсорам. Мы собираемся собрать очень много народу, сделать все на высоком уровне, и по организационной части, и по обеспечению.

- Как на крупных европейских соревнованиях…

- Да, чтобы каждое дерево было завернуто в мат, чтобы каждые 50 метров стоял маршал (судья) со свистком, а не 20 человек на трассе, как сейчас. В общем, сейчас все получилось хорошо, замечательно, но… -Но? — Есть ряд препятствий. Призовой фонд не очень большой — хотелось бы призы участникам поднять, усилить развлекательную часть. Вообще, мы идем по стопам сноубордистов. Ежегодный сноуборд-лагерь в Домбае в этом году прошел уже в девятый раз, и в этом году он собрал более 800 человек. Мы делаем мероприятие третий год. Это все молвой расходится – каждый гонщик передает другому, так люди и набираются. Еще в следующем году обязательно усилим развлекательную часть: ведь народ все же приезжает в горы не только кататься – нужны дискотеки, вечеринки и так далее. Были у нас, конечно, вечеринки, каждый вечер был просмотр отснятого за день фото- и видеоматериала. Но нужно больше!

- Что ты делал как главный организатор «Домбайкера»?

- Ммм… Я сам очень люблю трассы строить, ковыряться в земле, так что я помогал нашей технической команде строить трассу. То есть, когда я за две недели до события приехал туда, я просто ходил по горе с техническим директором, с волонтерами, которые поехали с нами, ну, готовил трассу руками, валил деревья, перепиливал бревна бензопилой… А когда пришло время самого мероприятия, пришлось заниматься более незатейлевыми вопросами, организационными, над чем я и работал. Я и секретарь мероприятия.

- А кто еще, помимо тебя трассу строил? Кто были волонтеры?

- Нас приехало 8 человек, все волонтеры были наняты из числа гонщиков. То есть, мы их туда привезли, поселили, кормили, гуляли. Ну и самим ребятам было интересно построить трассу, которая на сегодняшний день является лучшей. Абсолютно все говорят – она самая зубодробительная, самая суровая, самая протяженная, и сейчас уже технически наполненная трасса Кубка России. Когда мероприятие начало набирать обороты, когда начал народ приезжать, я с трудом слез с горы, положил лопату, кирку, и сел за компьютер. У нас там офис был — местный туроператор, бюро «Экспресс-Сервис», любезно предоставило нам помещение и всяческую помощь, в том числе призы. Без него нам было бы гораздо сложнее. А также без поддержки местной администрации и профильных компаний. А поскольку, как я уже говорил, большого рекламного бюджета на мероприятие не было, то оставались только велосипедные компании. Так, нас очень хорошо фирма поддержала «Specialized».

- Сколько вас всего человек работало над организацией мероприятия?

- Строительная бригада – человек 8, плюс дизайнеры (кто в интернете делал рекламу) и так далее – всего человек 20. А на мероприятиях в Москве работает 100 и больше человек. В Домбае помогали местные ребяла: одних маршалов на трассе было 20 человек.

- Получается, что на байк-фестивале самыми интересными были именно фановые дисциплины?

- Да, это интереснее для тех, у кого нет опыта, нет защитных мото-штанов, специальных ботинок и контактных педалей, но есть хардтейл и шлем фулл-фейс (это обязательное правило, чтобы лицо было закрыто). «Мегалавину» может проехать абсолютно каждый, с вершины горы до низа – это достаточно безопасная трасса, она идет по обычной дороге, нужно только иметь исправные тормоза, шлем и еще рекомендуется защита в виде панциря Dainese.

- А происшествия были серьезные?

- В этом году, тьфу-тьфу, Бог миловал. Из травм был один вывих и одна сломанная ключица. Для соревнований такого уровня это — ничто. Еще заставили пововолноваться ребята, которые уехали уже вне соревнований фрирайдить. Их 10 человек собралось, они поехали на Озера, и начали спуск по сложному склону. Там сыпучка, большие камни, большой уклон, гравий, все в движении. Даже на ногах нереально спуститься, а они на велосипедах! В общем, один сорвался, пролетел 300 метров по этому склону, потом остановился и стал лежать. За ним двое стали спускаться, один руку вывихнул. Но это просто по глупости, из-за отсутствия опыта поведения в горах. Вот есть трасса, катайтесь, но когда ты стараешься прыгнуть выше своей головы, то и попадаешь в такие ситуации. Была организована поисково-спасательная операция, и когда спасатели уже подходили к пострадавшим, они позвонили и сказали, что тот, который сорвался, уже очухался, у него все нормально (небольшое сотрясение), а у того, кто за ним поехал, вывих плеча. Ребята бросили байки и пошли вниз, до предгорья; у них была вода, 2 шоколадки, они разожгли костер и остались ночевать на месте, так как было уже темно. На следующее утро всех вернули, некоторым дали кошки, веревки, альпенштоки, научили всем этим пользоваться, и отправили назад — вытаскивать байки. В общем, это был единственный случай, который заставил нас, организаторов, поволноваться.

- Как ты считаешь, насколько «Домбайкер» по уровню организации сопоставим с другими горными соревнованиями, например в Пятигорске, на Урале?

- Эти соревнования различаются ровно настолько, насколько различается гора. Высшая точка на горе Машук в Пятигорске – 933 метра, на Домбае – 3012 метров, перепад – более 1500 метров. Все соревнования хороши, но есть ГОРЫ (Домбай, Эльбрус, Красная Поляна), а есть, как райдеры их сами называют, высокие холмы (Пятигорск, старый Урал, Абзаково). По организации – при наличии опыта (а мы этим занимаемся с 1998 года, когда был первый выезд в Красную Поляну) и каких-то средств, это не проблема, все действительно зависит от материального обеспечения. По количеству участников – в Пятигорске в стартовом протоколе было около 30 человек, учитывая, что 5-6 было местных. Так что если уж ехать в горы с велосипедом, то именно в горы с большой буквы. На Урал если ехать – билеты стоят примерно столько же, сколько и на Домбай, в общем, каждый сам решает. Нельзя сравнить эти мероприятия ни по резонансу, который они вызывают в байкерской среде, ни по другим параметрам. Домбай однозначно круче (улыбается)…

- Пару слов о трассе. Сложная?

- Трасса Кубка России? Да, она самая сложная на данный момент, так как требует от райдера максимальной физической отдачи. То есть, пива уже не попьешь. Она протяженная, находится на высоте, отсюда перепад давления и нехватка кислорода. Плюс, самое классное в Домбайской трассе – это разнообразие поверхностей. Начинается от альпийских лугов, покрытых травой (участок в 4,5 км и шириной в 6 метров – мы сломали 2 бензопилы, пока косили, потом пришлось вручную), затем переходит в каменную сыпучку. Потом — лесной отрезок со скользкими корнями. Хотя там мы нарыли много контруклонов, как в Орехово, что сделало трассу подготовленной наилучшим образом. Многие парни, которые ездили на Чемпионат Европы, отмечали, что преимущество Домбайской трассы – именно в разнообразии покрытия. В Европе горы не очень высокие, а здесь имеешь все условия для того, чтобы испытать свой байк. Плюс уклон под 40 градусов. Трасса была сделана «полками» (по серпантину) — была полка техничная, скоростная, были ручьи и т. д. Также у нее была многовариантность – можно было прыгнуть огромный дроп с многометровым пролетом для продвинутых, можно было прыгнуть маленький трамплин, но все это можно было еще и объехать. То есть, даже неподготовленный райдер, который немножечко покатался с горочек в Москве (и привык, что заднее колесо находится чуть выше головы), запросто может проехать трассу – она везде «проезжабельна». Хочешь – рискуй и будь первым, хочешь – объезжай, но будешь терять время. Это тоже большой плюс трассы – на ней запросто можно нарастить свое мастерство.

- Много ли было ли спортсменов, которые прыгали ВСЕ?

- Главное, они были — это вся первая десятка, даже первые 15 человек все прыгали. Вообще, тут многие только на квалификации впервые трассу целиком проходили, потому что ее целиком очень сложно проехать – руки забиваются. И чем хуже ты ездишь, тем хуже ты ее пройдешь: у тебя сбивается дыхание, нереально устают кисти.

- Девушки были?

- Да, были, но, к сожалению, не очень много – они в основном на «Мегалавину» приехали. Но в отличие от сноубордических мероприятий, девушек было мало. Так что компания подобралась достаточно мужская!

- Почему именно Домбай, а не, к примеру, Эльбрус или Красная Поляна?

- В Красной Поляне у нас в сентябре должен пройти этап Кубка России. А на Эльбрусе мы мало что планируем, так как горы там менее подходящие для постройки подобной трассы. Для горного туризма хорошо, для сноуборда неплохо, для альпинизма – идеально, но для горного велосипеда там нет такого разнообразия, как в Домбае. Это раз. Потом, почему чаще — не Красная Поляна. Дешевизна курорта: та же самая яичница, чай, хлеб с маслом, то есть, обычный завтрак, стоят 15 рублей. У нас для участников фестиваля было организовано комплексное питание (для тех, кто хотел), причем кормили неплохо, и стоило оно – 150 рублей в день, около 5 долларов – сказочно дешево. Если просто там есть, то цены не очень сильно в большую сторону отличаются. Так что стоимость курорта имеет большое значение. Да, где-то может не быть сервиса, кого-то может сам быт не устраивать. Но в последнее время там как грибы растут частные гостиницы. Большинство из нас жило в гостинице «Горные вершины» с категорией «пол-звезды» (зато это стоило 300 рублей в сутки для участников фестиваля), но вполне можно жить и в частных гостиницах с джакузи, сауной и так далее, и все равно это будет дешево: лето — не сезон, там никого нет. Это, кстати, и хорошо: нет суеты, ты полностью погружаешься в байк, в катание, вечером смотришь видео, постоянно общаешься с такими же, как ты по духу людьми, и это большой плюс, так как здорово отвлекает от суеты города. Вот Пятигорск – большой город, в центре которого стоит гора, с которой все катаются. Ты спускакшься вниз, и тут опять все эти машины, городская суета… В Красной Поляне хорошо, но дорого. А здесь – chill-out. Полное погружение в байкинг. И даже если ты приехал, не умея хорошо кататься, то уедешь с определенными понятиями. Некоторые катаются в Москве на Воробьевых Горах, там крутые перцы, все в фулл-фейсах… Они приезжают на Домбай, и понимают, что они — просто лохи…

- Вырос ли уровень райдеров по сравнению с предыдущими фестивалями?

- Конечно, вырос! Он прогрессирует неимоверно, причем это касается как профессионалов, так и непрофессионалов. Вот, в прошлом году мы построили дроп, и у нас тогда были сомнения — сколько народу осмелится прыгнуть с него в принципе (ну, от силы половина участников в конце все-таки начала его прыгать). А в этом году его никто не считал за препятствие. Там же другие трамплины и дропы построили, более техничные, и поэтому он просто не замечался, проезжался «на раз»! Уровень реально растет. Вот, к примеру, Денис Зарецкий, парень из Владивостока, приехал сюда 3 года назад, и был в числе последних в списке. А в этом году он порвал всех – занял все три первые места — в Кубке России, в «Мегалавине» и в Камикадзе-DH. Молодец – он тренируется у себя на горе возле дома, а сюда приезжает побеждать.

- Что будет в следующем году?

- Мы планируем опять списаться с тем французом – ему Домбай точно понравится, ведь старт со снега – это действительно круто. Он обещал привезти с собой массу спортсменов, включая такого райдера, как Cedric Gracia.

- Большое спасибо, Гоша, что смог найти время и рассказать про «Домбайкер 2006». Удачи!

- Тебе тоже всего хорошего!

Беседовал Антон Жданов «Спорт-экспресс экстрим»

ФОТОГРАФИИ от Ольги Мухиной


URL документа: http://site.ru/foto/report17072006/instuktor/tour_operator/foto/report23082007