В Нижне-Архызском музее развернута широкая экспозиция «Алания на Великом Шёлковом пути», которая рассказывает об аланах, знакомит с давно забытыми событиями, в своё время потрясшими мир и изменившими историю стран Европы и Азии.
Многочисленные находки рассказывают о жизни алан. Мужчины были хорошо вооружёнными воинами, в быту они носили короткие рубахи, пояса, штаны, заправленные в мягкие сапоги, длинные плащи, застёгивающиеся на плече фибулой. В мирное время их занятиями были охота, ремёсла (обработка металлов, дерева, рога и кожи). Среди аланских мастеров славились оружейники, гончары, ювелиры.
Аланам были известны такие прогрессивные орудия труда, как гончарный круг, токарный станок. Сохранились многочисленные свидетельства развитого промышленного производства кузнецов, гончаров, резчиков по камню, дереву и кости.
Женщины пряли шерсть, лён и коноплю, делали нитки и ткани, выделавали кожу, шили одежду, головные уборы, обувь, лепили глиняную посуду для дома, готовили еду, занимались сбором орехов, ягод, грибов, ухаживали за домашними животными, вели хозяйство.
Женщины одевались в длинные одежды, также скреплявшиеся фибулой, более знатные носили одежды из дорогих привозных тканей, обшитые золотыми украшениями. Для туалетных целей употреблялись металлические зеркала, ногте- и зубочистки, гребни, уховёртки, румяна из красной краски и белила, щёточки, духи или благовония в металлических подвесных флакончиках, традиция которых сохранялась у алан вплоть до XII в. Жилища алан были различными: у кочевых и полукочевых племён были войлочные юрты с деревянным каркасом, у горожан дома были построены из камня. Состоятельные аланы селились целыми усадьбами, куда входили жилые помещения, мастерские, хозяйственные постройки. Нередко богатые люди строили для себя небольшие церкви.
Торговля и внешние связи
Через Аланию проходили важнейшие торговые пути. Ещё во II веке до н.э. существовала целая сеть маршрутов, связывающих Азию и Европу от Китая и Индии до Чёрного и Средиземного морей. В средние века, когда персы и арабы стали ограничивать провоз товаров через Ближний Восток, Шелковой дорогой стали пути Северного Кавказа, связь Китая с Византией была восстановлена.
Через кавказские перевалы большими караванами везли буквально всё – ткани, украшения, посуду, пряности, благовония, бумагу, порох, изделия из кости и дерева, перегоняли табуны породистых коней. Привозили в Европу тайны восточной философии, науки, религии, медицины. Назад везли в основном драгоценности, некоторые европейские товары и сырьё — медь, олово, лес, не брезговали и работорговлей, особенно ценились женщины.
Попадали на Кавказ из Византии предметы роскоши — изысканная керамика, стеклянная посуда, стаканчики из носорожьего рога, вина, ткани, предметы туалета, духи, резные шкатулки, украшения и монеты, предметы христианского культа, такие, как иконки, бронзовые литые кресты с греческими надписям, кадильницы, омофоры.
Весьма оживленными были связи с Закавказьем, Русью, Прибалтикой, Крымом, странами Ближнего Востока – Ираном, Сирией. В обмен на товары иноземных купцов местное население поставляло скот, хлеб, мёд, воск, меха, кожи, лес, металл, некоторые изделия из металла, кожи и дерева, может быть, рабов.
Культы и религия
До X века в Алании господствовало язычество. В аланском языческом пантеоне выделяют особый культ семи богов, наиболее значимым был культ Солнца и связанного с ним огня. Солнцу и огню возводили специальные святилища. Все они имеют форму круга, в центре находят многочисленные угли от когда-то горевших тут костров. Крупнейшее святилище Солнца находится на Нижнее-Архызском городище. Круглые зеркала также связаны с культом солнца. Солярная символика украшает многие предметы – зеркала, керамику, амулеты.
Вторым культом, пронизывающим все мировоззрение алан, был культ мёртвых. Аланы верили в загробную жизнь, в посмертное существование души, отделившейся от тела. Умершему клали в могилу оружие, инструменты, украшения, запасную одежду, еду и питьё. Камера погребального сооружения – пещеры, грота, склепа, дольмена не заполнялась землей, поскольку душа умершего должна иметь своё жилище. Но её дом надежно изолировался от внешнего мира. В устьях пещер возводили каменную стенку на глиняном растворе, входное отверстие склепа или дольмена прокрывали каменной пробкой.
Третьим общеаланским культом был культ войны, персонифицированной в образе меча. Аланы, еще не знавшие храмов, поклонялись мечу, воткнутому в землю. А конные всадники на воинских амулетах были воплощением воинственного начала.
Важное место занимала богиня домашнего очага. Кроме того, бытовало множество мелких родовых божков и покровителей. В их качестве нередко выступали животные – лиса, змея, лошадь, олень, птицы. Существовал культ растений и деревьев. Культ дерева, возможно связан с мифологическим «Деревом жизни». С переходом к оседлому образу жизни, у алан сложились скотоводческий и земледельческий культы. Тут божествами стали покровители урожая и хлебных злаков.
Христианство пришло в Аланию из Грузии и Византии, которые старались таким способом упрочить свое влияние на Аланию и сделать ее своей союзницей в борьбе со своими противниками. В VIII-IX веков из Византии прибыли миссионеры. Официальное крещение Алания приняла в 916 году, происходило это в главном соборе аланской епархии – ныне это Георгиевский храм Нижнее-Архызского городища.
ЭКСПОЗИЦИИ АРХЫЗСКОГО МУЗЕЯ